Год

Педагогам

Чем же такие дети, которые получили название жизнестойких, отличаются от других детей?

4933093595_101021cc3dМожно выделить 5 общих качеств:

  1. Высокую адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.
  2. Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.
  3. Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).
  4. Стремление  к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать  окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.
  5. Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности.

Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьезных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они – скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

История развития термина «Жизнестойкость»

Начиная с 1975 года Сальваторе Мадии с исследовательской командой начал двенадцатилетнее исследование менеджеров в Иллинойском Телефонной Компании (США). Так сложилось, что в течение этого периода времени компания переводилась с федерального регулирования на конкурентную основу. Это в корне меняло принцип работы компании. Сотрудники не понимали, что происходит, не знали, что нужно делать – в компании царили неопределенность, хаос и сильный стресс.

Исследуя выборку порядка 450 менеджеров компании по различным медицинским и психологическим параметрам, Мадии обнаружил, что две трети испытуемых в ситуации резких перемен подтверждали концепцию стресса Ганза Сельве: их здоровье ухудшалось, показатели успешности работы падали, отношения с близкими расстраивались. Были зафиксиро- ваны случаи повышенного артериального давления, мигреней, рака, депрессий, разводов, прогулов, агрессии, попыток суицида. Но с другой третью выборки все было иначе.

Треть испытуемых под влиянием длительной неопределенной стрессовой ситуации, напротив, преуспевали. Они чувствовали себя здоровее, чем когда либо, укрепляли отношения с близкими, а в работе они выдвигали ценные идеи, работали лучше, эффективнее, а если и уходили из компании, то преуспевали в других местах, а порой открывали собственное дело.

Заинтересовавшись, в чем разница между “пострадавшими” и “преуспевшими”, Мадии искал различия между двумя группами. Оказалось, что различия между “преуспевшими”, названными жизнестойкими, и “пострадавшими”, не жизнестойкими, заключались в наличии или отсутствии трех установок по отношению к стрессовым ситуациям, в особом отношении к окружающим людям.

Структура жизнестойкости

Жизнестойкие установки: вовлеченность

Вовлеченность (commitment) – это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.

Жизнестойкие установки: контроль

Контроль (control) – это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д. Противоположностью контроля является беспомощность.

Жизнестойкие установки: принятие риска

Принятие риска (challenge) – вера в то, что стрессы и перемены – это естественная часть жизни, что любая ситуация – это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы

Жизнестойкие люди осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой. Такие люди легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного дела к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией. Жизнестойкий человек активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное.

Воспитание жизнестойкости в учащихся требует от родителей и педагогов определенной системы воспитания:

  1. Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где учащийся не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы.
  2. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
  3. Помощь подростку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.
  4. Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства.
  5. Поощрение самостоятельности подростка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви.
  6. Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.
  7. Предоставление возможности открыто выражать свои чувства.
  8. Обучение подростка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
  9. Поощрение активности подростка.
  10. Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни.
  11. Совместный поиск выхода.
  12. Обучение поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке.
  13. Помощь в перестройке негативных эмоций в позитивные.
  14. Поощрение веры в себя и в его способность действовать самостоятельно.
  15. Помощь в определении, как и где подросток может попросить помощь в случае необходимости.

***

Школа без насилия

***

Уравновешенность разума

***

Здоровье педагога как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса

***

Творчество как неотъемлемый компонент личности современного педагога

***

Социально-психологическая дезадаптация

***

Как оградить ребенка от алкоголя и наркотиков

***

Памятка об ответственности за действия связанные с незаконным оборотом наркотиков

***

Образ мудрого старца

***

Методические рекомендации для педагогов «Последствия приема наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ) на организм несовершеннолетнего»

Версия для слабовидящих

priem
филиал
филиал
филиал
филиал
филиал
reit
ДОД

Меню

Заявка
календарь
калашников
оценка
кадры
ДОД
ДОД
ДОД
Год
БИ
ДОД

Пресса о нас

филиал
филиал

Действия при пожаре

Поведение на природе

Наводнения и паводки

Сибирский характер

Наши социальные партнеры

ГодГорэлектротранс БарнаулГодГодГод

Архивы